Русская школа живописи. Неисчерпаемое, сложное и яркое явление. Со своими традициями, высочайшими достижениями, связанными с именами великих художников. Александр Иванов, Репин, Суриков, Врубель, Петров-Водкин, Кончаловский... Творчество каждого добавляло новую, неповторимую грань. Но уже у истоков русской живописной школы стали заметными два направления. Одно тяготеющее к духовной стороне бытия. Второе обращенное к миру материальному. В. Стожаров. «Важгортские проводы зимы». Масло. 19661967. Эти две равноценные, одинаково прекрасные грани русского искусства развиваются параллельно, дополняя и обогащая друг друга. Столь же сложно продолжают они жить в советской живописи. Но порою одна проявит себя особенно полно. В. Стожаров. «Покров». Масло. 1969. Живописец Стожаров очень ярко выражает грань, обращенную к миру вещному. Чувство красоты, щедрости и радости земного бытия, вдохновлявшее Кончаловского и Машкова, стало близко идеям стожаровского творчества. Но художник не повторил, а продолжил своих замечательных предшественников. В разделяемое им так горячо сочное, радостное восприятие мира он внес свою любовь и пристрастия, нашел особые темы и краски. Понятия, бесконечно дорогие каждому человеку земля, солнце, хлеб, стали главным мотивом его творчества. В. Стожаров. «Натюрморт с рябиной». Масло. 1967. По земле он расставлял крепкие деревянные дома и освещал их теплым солнцем. Хлеб лежал рядом с солью. И все, что становилось темой его искусства, приобретало вес и запах. Терпкими ароматами весны и осени, сырости и снега, земли и ветра напоены его холсты. Традиционно русский Стожаров оказался как бы даже вдвойне таковым, потому что соединил богатство двух сокровищниц: русской школы живописи и народного быта, отмеченного высоким художеством. В. Стожаров. «Село Андрейково». Масло. 1958. Это и определяет, наверное, ценность его искусства. Зрители безошибочно чувствуют подлинную современность Стожарова. Они любят, знают и ценят его творчество, потому что видят в нем живое и точное выражение времени. Особенно знаменательно то, что не воспроизведением внешних проявлений действительности создан здесь облик времени. Больше того: прямых, подчеркнутых примет нового, современного мало в картинах Стожарова. Но всегда есть в них главное правда сегодняшнего дня, согретая сердцем большого художника. Егор Черноруков |
© 2009-2024, Все права защищены.